- Эдуард Артемьев
Биография Эдуарда Артемьева
Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ композитор Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске.
Эдуард Артемьев
Отец Эдуарда работал в разных городах страны, поэтому мальчик рос у дяди – хорового дирижера, профессора Московской консерватории Николая Демьянова.
В 1955 году Эдуард окончил Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова).
В 1960 году Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу Юрия Шапорина и Николая Сидельникова.
Сочинять музыку начал еще в хоровом училище под руководством композитора Мераба Парцхаладзе, организовавшего в училище факультативный курс композиции. В числе впечатлений, пробудивших тягу к сочинению, были поздние опусы русского композитора Александра Скрябина, произведения французского композитора Клода Дебюсси и русского композитора Игоря Стравинского.
Переломным моментом в судьбе Артемьева стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественной музыке родилось новое направление – направление электронной музыки.
В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся исследованием истории и теории электронной музыки, написав "Заметки об электронной музыке".
В 1966 году Артемьев стал работать в первой студии электронной музыки Евгения Мурзина.
Сочинения Эдуарда Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В этот период им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1960, дипломная работа), симфоническая сюита "Хороводы" (1960), сюита для женского хора и оркестра "Лубки" (1962), кантата "Вольные песни" (1967), одночастный концерт для альта (1961), музыка к пантомиме "За мертвыми душами" (1966).
В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы "В космосе", "Звездный ноктюрн" (1961), "Этюд" (1964), где найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект.
В своем этапном произведении "Мозаика" (1967) Артемьев пришел к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике, где тембры – "соноры" становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. "Мозаика" получила признание на фестивалях современной музыки в итальянских городах Флоренции (1968), Венеции (1969), французском Оранже (1970) и других городах.
В 1970-1980-е годы композитор написал симфонию "Семь врат в мир Сатори" для скрипки, рок группы и электронной фонограммы (1974); электронную рок композицию "Мираж" (1974); поэму для рок-ансамбля "Человек у огня" (1977); кантату "Ритуал" (1980, 1987 – новая редакция под названием "Ода доброму вестнику") на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве, вокально-инструментальный цикл "Тепло земли" (1981, оперная версия – 1988), три поэмы для сопрано и синтезатора (1982) – "Белый голубь", "Видение" и "Лето"; симфонию "Пилигримы" (1982).
В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных названием "Солярис", "Зеркало", "Сталкер".

Композиция Артемьева "Три взгляда на революцию", созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже 1989 года.
В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание" (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году.
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.
В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Электронные эффекты, подчеркнутые "неземным" звучанием сначала использовались в фильмах о космосе. Первой картиной Артемьева стал фильм "Мечте навстречу" режиссеров Михаила Карюкова и Отара Коберидзе (1963).
Одновременно в 1960 е годы композитор создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов "Электроника" в Москве и "Советская космическая техника" в Лондоне (1962), которые были отмечены медалями.
В 1960-е годы Артемьев написал музыку к художественным фильмам "Арена" (1967), "Доктор Вера" (1967), "Урок литературы" (1968), "Встреча у старой мечети" (1969), "Каждый вечер в одиннадцать" (1969).
Эдуард Артемьев – автор музыки к советским детективам "Чисто английское убийство" (1974), "Сыщик" (1979), "ТАСС уполномочен заявить" (1984), "Соучастие в убийстве" (1985), "Визит к Минотавру" (1987), "Вход в лабиринт" (1989), "Палач" (1990), "Гений" (1991) и многим другим.
Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с известным режиссером Андреем Тарковским, которого привлекла аудиовизуальность и пространственность музыки Артемьева, его способность создавать обобщенные образы символы. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского – "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979), а также в спектакле "Гамлет", постановку которого режиссер осуществил в 1970-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр "Ленком").